«Подлить соляры и поджечь» бывает необходимо для клиента, даже если он после этого больше не придет.
Легче справиться с острым страданием, чем с хроническим. Если человек двадцать лет живёт с алкоголиком. Если он уже 10 лет страдает от панических атак. Если он уже 5 лет оплакивает свою жизнь. Он давно научился выживать. Он научился терпеть любую дрянь в своем пространстве. Он жить ни разу не пробовал. Что должно случиться, чтобы он перестал?
Так вот, иногда хроническое надо снова перевести в острое. Накалить эмоции до предела. Разозлить клиента. Ткнуть его больно носом. Хитро организовать ему такую засаду, чтобы у него не осталось выбора, кроме жизни вместо вялого умирания.
Обвести вокруг пальца его сопротивление. Перестать спасать его от симптомов. Перестать его бесконечно поддерживать, растягивая его способность жить со страданием, а отказаться его спасать. И тогда клиент жутко расстраивается. Прямо жутко. Но приходит к важному вопросу: если мне никто не поможет, если даже психолог отказывается меня спасать, то кто тогда должен меня спасать? Неужели я сам?
И в этот момент рождается его ответственность.
Спасибо А. Ройтману за его твердое видение настоящей психотерапии, в которой часто бывает больно. Но есть риск поправиться.