Если рассматривать зависимость исходя из гештальтистского цикла развития потребности, то любое зависимое поведение представляет собой сбой на самой первой стадии — стадии преконтакта. Не удается распознать свою реальную потребность, а потому не удается осуществить и весь остальной процесс ее удовлетворения: невозможно ни найти в среде подходящий для удовлетворения потребности объект, ни получить удовлетворение от неподходящего объекта.
Вместо распознавания реальной потребности, которая создала внутреннее напряжение на организменном уровне, зависимый пытается сразу сбросить напряжение курением, выпивкой, едой, сексом, работой, общением. Проблема в том, что остаточное напряжение остаётся. Ведь реальная потребность так и не была удовлетворена. А потому внутри после реализации зависимого поведения остаются тоска, страх, гнев, печаль, стыд, вина. И дальше по кругу, чтобы сбросить уже это напряжение.
А ещё реализовать зависимое поведение сильно проще, чем разбираться в потребностях, выходить в среду с целью найти подходящий объект ее удовлетворения, выдерживать сопутствующее напряжение пока ещё неудовлетворенной потребности и рисковать вступая в контакт. Сильно проще сделать стандартное для себя действие не разбираясь.