Когда мы говорим про тревогу – мы говорим про невроз. В основе любых невротических проявлений лежит динамика тревоги.
КАЖДЫЙ ИЗ НАС НЕ БЕЗ НЕВРОЗА.
Когда вы выбираете безопасность вместо риска, покой вместо движения, стабильность вместо изменений – вы действуете невротически.
Когда вы каждый раз пытаетесь заслужить любовь и принятие, быть удобным и сильно огорчаетесь, когда у вас не получается – вы действуете невротически.
Когда вы предпочитаете страдать, играть в агрессора или жертву, закатывать истерики – вы действуете невротически.
Когда вы жрете, как не в себя, глушите боль в вине, находитесь в постоянной борьбе и преодолении, а потом лежите навзничь опустошенные – вы действуете невротически.
В основе любых зависимостей, навязчивых состояний, психосоматических симптомов лежит тревога, а значит невроз.
Зачем я это расписываю?
Во-первых, большинству людей совершенно не ясно, что такое невроз. Так, чтобы «а как это у меня?». А слово-то на слуху.
Во-вторых, чтобы не заблуждаться, что это только про состояния клинической выраженности. Нет, вы можете быть с цветущим неврозом, но до панических атак вы еще не доборолись и не дострадались.
В-третьих, чтобы вы понимали, что это КАСАЕТСЯ КАЖДОГО ИЗ НАС.
НЕВРОЗ КАК СПОСОБ ЖИЗНИ.
Невроз – это способ, которым мы выбрали жить мнимо себя обезопашивая. Это способ, которым мы пытаемся избегать боли, проблем, самой жизни. Способ, которым мы прячемся от других, чтобы не пораниться.
В основе любых невротических проявлений лежит способ обращения со своей тревогой. Человек, убегая и прячась от смерти, самоустраняется, саморедуцируется из собственной жизни.
ПОЧЕМУ «ПРЯЧАСЬ ОТ СМЕРТИ»? ОНА-ТО ТУТ ПРИЧЕМ?
Помните, как у А. П. Чехова, любимый вопрос невротика «Как бы чего не вышло?»…
Это не просто про страх действия, но про страх фатальности, которая потенциально присутствует в любом действии. А вдруг оно меня разрушит? А вдруг будет хуже? А вдруг я не справлюсь?
Да, поверхностно, это страх конкретного действия, но глубинно – это всегда страх смерти. Не справиться, не выдержать, не совладать.
Прячась от смерти, мы одновременно прячемся и от жизни. Но ухватить суть этого своего замкнутого круга и прервать его невротик не может. Боязно.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРЕВОГИ? Чтобы было ясно – от тревоги не избавиться, тревога есть у всех и сопутствует самой жизни. Тревога – это путь к зрелости, если пройти ее школу.
Но что же, вместо этого, делает невротик? В чем состоит его круговая орбита? Что это за поле, по которому он ходит, наступая на одни и те же грабли?
РАЗБИРАЕМ МЕХАНИЗМ.
Когда человек испытывает тревогу, он ощущает беспомощность, потерю опоры и свою заброшенность в этот неопределенный и непредсказуемый мир. Для спокойствия своей души он стремится отнести свою тревогу к какому-то определенному объекту во внешнем мире. Так, будто станет яснее, с чем бороться и чего избегать. А тревога сим действием преобразуется в страх.
Секрет популярности всевозможных ужастиков в том, что они порождают конкретные страхи, которые замещают место размытой, экзистенциальной, неустранимой тревоги. И становится легче.
Чтобы избежать тех ситуаций, которым мы присвоили свою тревогу перед жизнью, мы ставим себе ограничения, закрываемся от возможностей, стараемся замереть не дыша.
Кажется, вдруг нас не увидит страшное в жизни, упуская из виду, что жизнь тоже в этом состоянии проходит мимо нас.
А когда жизнь проходит мимо – мы чувствуем вину за собственную не-жизнь, за отрицание собственной мощи, за нереализованный потенциал. Тревога возвращается с новой силой.
Вот этот круг: тревога – ее внешняя фиксация – страх – самоограничение – последующее усиление тревоги – круг замкнулся.
Таким образом, невротик оказывается помещен в выдуманный, иллюзорный мир. Подлинная реальность становится для него почти недоступна. Мир становится наполнен угрожающими образами, плодами предвосхищения ужасающего завтра, что, по сути, является галлюцинациями о жизни. Это такая тюрьма, в которую человек сам помещает себя ради собственной безопасности. Помещает себя в существование в постоянном конфликте с реальностью, которая представляется ему болезненной и травмирующей.
ТРЕВОГУ НЕВОЗМОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ, НО ЧТО-ТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ НУЖНО.
Тревога — это хорошо. Тревога сопутствует самой жизни. Тревога определяет для человека возможность быть. Открывает ему глаза на его уникальность, его огромный потенциал и НЕЗАМЕНИМОСТЬ В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Никакая созидательная деятельность невозможна без разрыва между ожиданиями и реальностью, без разрыва между потенциальностью и действительностью, без разрыва между потребностями и реальностью. А значит, невозможна без тревоги..
Тревога всегда существует перед действием. Более того, тревога существует ДЛЯ действия – это эмоциональный, а значит, энергетический, заряд для того, чтобы сегодня лишь потенциальное завтра стало реальностью. Это риск, и гарантий не существует. Вопрос в том: как сильно я этого хочу? Сколько раз я готов для этого пытаться?
При невротической тревоге человек выбирает искажать реальность. Уйти от выбора, тем самым его совершив. Обесценить свои желания, изничтожить самого себя, сделать себя жертвой обстоятельств.
При экзистенциальной тревоге человек вопреки тревоге и благодаря ей трансформирует реальность под свои ожидания.
В любой тревожной ситуации у нас два выбора. Выбрать будущее, сопряженное с тревогой. Делать, несмотря на тревогу. Можно выбрать прошлое. Попытаться остаться здесь. Выбрать статичность вместо движения вперед. У этого выбора тоже есть цена – ценой является вина. Вина за свое нереализованное. За то, кем вы могли бы встать и чем могла бы стать ваша жизнь, но от чего вы отказались.
Итак, мы видим, что оба выбора сопряжены с эмоциями. Оба как-то неудобны. Но мы делаем этот выбор своим действием или своим бездействием. Взять на себя вину? Или взять на себя тревогу?
Лишь один из этих выборов выгоден – это выбор тревоги, потому что вместе с ней у нас есть шанс. Выбор вины приводит к деградации личности и, как ни странно, к увеличению тревоги. Это выбор попытки законсервироваться, которая никогда не бывает успешной и ведет к неудовлетворенности. Жизнь будет вынуждать нас сделать другой выбор до бесконечности.
КАК УТИХОМИРИТЬ ТРЕВОГУ?
Как пишет П. Тиллих: «Ограниченное и фиксированное самоутверждение невротика и охраняет его от невыносимого давления тревоги, и разрушает его, обращая против реальности, а реальность против него, вновь вызывая невыносимый приступ тревоги».
Как же сделать первые шаги к другому способу взаимодействия с реальностью?
- Обратить внимание на парадокс, о котором шла речь выше. Закрывая себя от угрожающего мира, вы закрываете себя и от мира радостного и дружелюбного. Прячась от смерти, вы прячете себя от жизни. В таком состоянии вы УЖЕ заживо мертвы. Так чего вы боитесь? То, чего вы боитесь уже здесь. Вот в чем вечная парадоксальность. Идя на риск, на то, что ощущается как угроза существования – вы наиболее полно проживаете свое. Стремясь к безопасности – вы рискуете пропустить всю жизнь.
- Неплохо бы увидеть себя как живого и реально существующего. Чего на самом деле вы хотите? Не мама, папа, дети, соседка, государство, общество. Чего хотите вы? От осознания какой реальности постоянно убегаете? Вас догоняет, а вы все убегаете. В чем самая суть вашей неудовлетворенности сегодня?
- Позволить себе выбрать себя и свое право на жизнь. Выбрать себя, а не друга рядом. Идти на конфликт и увидеть, что мир не рухнул. Рассмотреть, как вы всегда предаете себя и свое в угоду другим. Что если принять другую позицию – только в своей отличности и неудобности выстраиваются наиболее крепкие отношения, потому что человек, отличный от меня, мне интересен. А человек, отказывающийся от себя, не проявляющий себя, пытающийся быть таким же, как и я, удобен, но надоет. Ведь одного меня достаточно. Любовь к еще одному такому же – нарциссизм. Если вы в отношениях не вы – то с кем у вашего партнера отношения?
- Позволить тревоге быть. Позволить себе быть в тревоге. Попытаться не заедать ее, запивать, заговаривать, отворачиваться и переключаться, а быть в ней. Но о себе в ней позаботиться. Не усиливать, понять, о чем моя тревога, что я могу сделать, чтобы быть в ней максимально комфортно. Можно ли в тревоге пойти на прогулку? Можно ли о своей тревоге поговорить с близким? Можно ли в своей тревоге просто обнять самого себя, погладить и пожалеть?